to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Categories:

С. М. Прокудин-Горский. Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина. 1910 год и 106 лет спустя.




 Южный Урал, между Уфой и Челябинском, город Катав-Ивановск на реке Катав.
 Снимок сделан со склона берега реки Катав, между тропинкой поднимающейся от жд моста и Катавским сердечком. (геоглфом "Я люблю Катав") Внизу под скалами проходит жд дорога Вязовая - Катав-Ивановск, построенная в 1905 году. Оригинал снимка по непонятным причинам кадрирован, из-за чего, снимая это место я старался что бы рельсы внизу не попадали в кадр, но позже, рассмотрев внимательней, обнаружил что нижняя часть снимка сделанного через красный фотофильтр уцелела, и на ней всё же видна одна рельса выглядывающая из-за скалы. В результате большинство снимков у меня получилось ближе и левее чем надо, хорошо что на всякий случай снял и правее.
 Справа внизу, несколько человек руками толкают железнодорожный вагон, из-за размытия в движении он превратился в цветное приведение. Вагон катится по территории железоделателього завода, со временем его цеха подросли, теперь это ООО «Катав-Ивановский литейно-механический завод», за ним на противоположном берегу городского пруда, на месте деревенских улочек, появился ещё один завод, эвакуированный сюда в 1941 году,  ЗАО"Катав-Ивановский приборостроительный завод", вокруг него вырос жилой район с новыми многоэтажками и старым названием - Запрудовка. Левее, на облысевшей горе Шиханке появился геоглиф "Солнце" -

Чуть левее и ниже "Солнца" можно разглядеть железнодорожный поворот уходящий в выемку прорубленную в скалах, с этого поворота Горский сделал снимок "Выемка у Катав-Ивановск. зав. " -

Ближе поворота жд прячется за скалы, из этой мёртвой зоны за горой, сделан ещё один кадр, на котором видно то место, где сейчас геоглиф "Солнце" снимок "Разноцветные глинистые сланцы у Катав-Ивановского завода." -

 На берегу пруда и на плотине, видны телеграфные столбы - это  первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав.
 Справа за кадром, конечная этой жд ветки, станция Катав-Ивановск, окна на ней закрыты бронированными ставнями, потому что пассажирское движение здесь остановлено после перестройки и теперь поезда возят только продукцию завода -

 Слева за кадром ул. Чапаева, она выглядит совсем по деревенски, не смотря на то что давно находится в черте города, по улице гуляют петухи, козы, коровы и встречаются заброшенные здания -





Фото без зума -

Панорама завода -

Точка съёмки слева, перед первой ложбиной.
На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/XJnRjbNHheq
Направление на карте -


    История Катав-Ивановска
 1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
 1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
 1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
 1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
 1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
 1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
 1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
 1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
 1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
 1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
 1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
 1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
 1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
 1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
 1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
 1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
 1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
 1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода.
 1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
 1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
 1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
 1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
 1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.
Церковь -


Tags: Катав-Ивановск, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments