to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Category:

С. М. Прокудин-Горский. Самая большая выемка у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя.



Южный Урал. Выемка в Герасимовом камне. (Царь выемка)
Железную дорогу Самара-Златоуст начали строить в 1885 году. Эту скалу хотели-было продолбить туннелем, но слоистый грунт ее не представлял достаточно прочного материала для свода туннеля, и поэтому инженеры предпочли прорыть в скале гигантскую канаву. Старожилы уверяют, что на скале, на месте выемки, была высечена на камне крупная надпись на неизвестном языке. Надпись эта исчезла при работах.
Выемка въ утесе Герасимовъ камень. 618 верста, 1886-1889 -

Скалу долбили вручную, и вручную вывозили камень по миниатюрным рельсам создавая насыпь железной дороги вдоль реки Юрюзань. Деревянный настил с ступеньками и перилами, слева под скалой, ведёт вниз на берег реки. Раньше точкой отсчета расстояния на этой дороге была Самара, от неё до этой выемки 618 вёрст, сейчас точка отсчёта переместилась в Москву, до неё от сюда 1798 км. В 1890 году дорога была открыта.
Выемка на правомъ берегу р. Юрезани, близъ станцiи Усть-Катавъ, Самаро-Златоустовской жел. дор. -

Слева видна река Юрюзань и деревянная лесенка ведущая к ней.
Шпалы полностью засыпаны мелкой щебенкой, почти песком, просто идеальная тропинка для прогулок. Сейчас дорогу посыпают крупным щебнем, который разъезжается под ногами, приходится семенить или делать гигантские шаги по шпалам и любоваться пейзажами на ходу довольно затруднительно.
1892-1900 -

Левая часть скалы стала значительно ниже, то-ли плохо держалась, то-ли уже готовятся к прокладке второго пути. Слева исчезла деревянная лестница к реке, а справа появился телеграфный столб.
Возле ст. Усть-Катавъ с. з. ж. д. 1895-1907 -


Расширяют выемку для прокладки второго пути, уронив телеграфный столб.
С. М. Прокудин-Горский. Самая большая выемка у Усть-Катава. 1910 год -

Оригинал снимка сожалению не сохранился, но в 2012 году Вячеслав Ратников (oldcolor) нашёл этот снимок в книге А.Л. Ященко "Начальное землеведение", пояснение к снимку в книге "Земные слои. В левой стороне выемки для железной дороги видно слоистое строение земной коры. Слои состоят из плотнослежавшегося за тысячелетия песчаника. Когда то это был песок, отложенный обширными водными пространствами."
На снимке уже два железнодорожных полотна, выемка стала в два раза шире.
Фото выемки из советского периода мне найти не удалось.
Выемка в скале Герасимов камень на ЮУЖД. 1 февраля 2015, (willi.abdullin) -

Левую скалу обгрызли до неузнаваемости, добавились столбы и провода. Правая скала вроде бы сохранилась без изменений, но найти хотя бы один сохранившийся камушек для совмещения фотосравнения мне не удалось. Насыпь железной дороги, теоретически, стала выше почти на метр.
Моё фото 2016 года -

Исчез бетонный столб справа и два ржавых железных столба слева.
Фото без зума -

Чтобы повторить ракурс Прокудина-Горского, приходится снимать со склона железнодорожной насыпи, предполагаю что в прошлом здесь была какая-то площадка возле семафора, осыпавшаяся со временем -

Этот семафор Горский запечатлел прямо из самой выемки, стоя между двух скал.
Закругление пути у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя -

Фото с локомотивом -

Фото с пешеходом -

Несмотря на то что деревянная лестница к реке у скалы исчезла ещё до революции, тропинка на её месте не зарастает до сих пор. На фото женщина возвращающаяся с купания, не успела перебежать за мужем. Река Юрюзань в основном очень мелкая, буквально по щиколотку, несмотря на приличную ширину, а здесь под скалой  начинаются глубокие места, по пояс :-) Народ из Усть-Катава ездит сюда купаться и рыбачить. Автомобильная дорога идёт справа от железной и кончается в этом месте упершись в Герасимов камень.
Утренние фото, большая скала в тени, почти как у Прокудина-Горского. В идеале надо снимать часов в одиннадцать. В сравнении использовал вечернее фото, потому что оно лучше подошло по ракурсу. -



Выемка в скале Герасимов камень на ЮУЖД. 3 марта 2018, (willi.abdullin) -

За последние два года ни чего не изменилось.
Правее, в скале Герасим находится Станционная пещера в которой запрещено движение автотранспорта :-)
Пещера -





Вид выемки из далека, от старой станции Усть-Катав.
Линiя по отводу р. Юрезани. 618 верста. Приблизительно 1889 год и около 127 лет спустя. -

 Направление на карте -

На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.941842,58.119403&z=16&s=yandex&t=hyb&type=1
История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».

Tags: Усть-Катав, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments