to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Categories:

Разноцветные глинистые сланцы у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя.



С. М. Прокудин-Горский. Разноцветные глинистые сланцы у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя.

Изменилось всё до неузнаваемости, исчез самый надёжный, как казалось, ориентир - разноцветные скалы! Облысевшая гора на горизонте выглядит абсолютно по другому и если бы не сохранившийся изгиб железной дороги, вдали, это место узнать было бы невозможно.
Снимок сделан вдоль ул. Больничной, идущей под горой по берегу пруда, с того места, в котором можно думать о чём угодно, это загадочное разрешение увековечено там на камне -

Не понял кому адресовано это обращение, может быть камню? (На этом месте была каменная гора, рядом появился цементный завод и теперь горы не стало, значит камень перетёрли в цемент, который где то на стройке, затвердев, вновь стал тем кем он был - камнем)
Улица скорей всего названа в честь "Красной больницы" краешком попавшей на другой снимок Прокудина-Горского "Выемка у Катав-Ивановского завода." Репродукция №20626. -

Гору убрали очень давно, построенное на её месте здание успело превратиться в руины, а выросшие перед ним берёзы кажутся столетними.
В тени берёзы от жары прячутся козы с барашками -

Вдали видна облысевшая гора Шиханка, на её склоне выложили геоглиф "Солнце" -

Железная дорога, после поворота, прячется в выемке прорубленной в скалах, с этого места, в начале выемки, Горский сделал ещё один кадр "Выемка у Катав-Ивановск. зав." -

Слева, на старом снимке, видна полоска влажной земли, идущая мимо камня в земле, дальше вдоль скалы и пересекающая грунтовую дорогу. Сейчас, примерно на месте камня, из травы выглядывает бетонное ограждение трубы, проложенной под дорогой. Значит дождевая вода продолжает бежать всё той же дорогой, её путь не смогли изменить ни исчезновение горы, ни новая насыпь автодороги. Дорога в точке съёмки стала значительно выше и что бы точнее повторить ракурс сейчас надо снимать сидя. Предполагаю, что в прошлом за спиной был крутой подъём, который потом сгладили подняв автомобильную дорогу, и из-за этого, с правильной точки съёмки, железную дорогу стало совсем невидно, я вставил её в ФШ с другого снимка, поэтому она такая нереальная.
На старом фото, вдоль железной дороги идут столбы с проводами, а на современном их уже нет, как будто перепутана дата на снимках, и провода ещё не протянули и лес вдали ещё не вырос :-) Исчезнувшие столбы, это первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав, ещё до постройки железной дороги.
Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны и по железной дороге стали ходить люди и коровы. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода и люди снова стали ходить по рельсам. Девочка на рельсах -

Моя реставрация -

Вид в сторону пруда с этого места -

На Гугл панораме-
Направление на карте -

Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 -
Сказ о железном деле ч 2 -
Сказ о железном деле ч 3 -
История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.
Церковь -

Tags: Катав-Ивановск, Реставрация, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments