to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Categories:

С. М. Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановск. зав. 1910 год и 106 лет спустя.




 Снимок сделан с берега заводского, а теперь уже городского пруда. За спиной открывается красивый вид, странно что Горский не сделал кадр в ту сторону, то ли солнце светило в глаза, то ли этот снимок не сохранился. Пруд с этой точки -

Ракурс трудно повторим, каждый шаг многое меняет, а в самом неподходящем месте выросла берёза, закрыв главные ориентиры, мост с домом, из-за неё я промахнулся на пару шагов и снимок пришлось собирать в ФШ буквально по камушкам, ну и вредную берёзу за одно срубил, что бы показать мост с которого сделан ещё один снимок с таким же названием, репродукция № 20626 -

За мостом видна крыша красивого домика, что в нём было раньше я не знаю, при советах в нём сначала был хирургический стационар, потом туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары. Вид здания с моста -

На старом фото, в левом верхнем углу, видны провода, думаю это первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав, ещё до постройки железной дороги.
В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, в 1905 году, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, который и возят по этой дороге до сих пор.
За сто лет, выемку в скале, с таким трудом выдолбленную вручную, на пару метров засыпали щебнем, современная дорога стала гораздо выше. Гора справа, наоборот стала ниже, её не только побрили, но и сняли скальп :-) видимо добывали на ней камень. Правее за кадром находится ещё одна гора на которой сейчас поселилось солнышко. Вид солнышка с точки съёмки
 -

Солнышко на яндекс карте -
https://yandex.ru/maps/-/CBqM6PraDD
Направление на карте -

Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского. (данная выемка показана во второй части)
Сказ о железном деле ч 1 -
Сказ о железном деле ч 2 -
Сказ о железном деле ч 3 -
История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.
Церковь -

Tags: Катав-Ивановск, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments