to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Categories:

С. М. Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя.




 Снимок сделан с края моста над железной дорогой ( сейчас ул. Красносельская).
Старый мост был деревянным, его заменили на железный с деревянным настилом, сохранив каменные опоры, но сейчас им уже не пользуются, потому что рядом построили новый железобетонный. Из-за нового моста, повторить снимок так что бы каменная стенка перекрывала рельсы стало невозможно, если снимать с нового моста, изгиб дороги получается внизу под ногами и не попадает в кадр.
 За сто лет, выемку в скале, с таким трудом выдолбленную вручную, на пару метров засыпали щебнем, современная дорога стала гораздо выше. Земляные склоны осыпались, став более пологими. Каменную стену засыпало с головой и сверху её почти не видно. На дороге слева появился асфальт и АЗС, эта дорога видна сквозь выемку, она идёт вдоль железной, в город Юрюзань. Над выемкой появился новый мост, которому на вид можно дать более ста лет.
  На старом фото, видно много проводов, одна из линий уходящих налево - первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав, ещё до постройки железной дороги.
 Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода.
 Здание с права очень длинное, на старом фото видно примерно треть дома. Раньше его немного закрывал забор, а сейчас оно полностью скрылось за тополями. Раньше в нём возможно был монастырь, в 1951 в одном из зданий была школа, улица до сих пор называется Школьной, потом в нём разместился хирургический стационар, затем туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары. Внутри -

Часть здания видимое на этом фото -

В больнице несколько зданий, крыша одного из них, находящегося справа за кадром, видна на другом снимке с одноимённым названием, репроцукции №20616. -

Так же на этой репродукции из-за скалы выглядывает уголок моста с которого и зделан снимок.
Фото без зума -

Фото с нового моста -

На Гугле -
https://www.google.ru/maps/@54.7658464,58.2281554,3a,30y,10.38h,89.28t/data=!3m7!1e1!3m5!1sAS98WlYLYgIwqPnR1R9GaA!2e0!6s%2F%2Fgeo3.ggpht.com%2Fcbk%3Fpanoid%3DAS98WlYLYgIwqPnR1R9GaA%26output%3Dthumbnail%26cb_client%3Dmaps_sv.tactile.gps%26thumb%3D2%26w%3D203%26h%3D100%26yaw%3D288.02756%26pitch%3D0%26thumbfov%3D100!7i13312!8i6656
Направление на карте -

Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 -
https://youtu.be/PLKt_VoJ6l4
Сказ о железном деле ч 2 -
https://youtu.be/_oGDdIxLtLU
Сказ о железном деле ч 3 -
https://youtu.be/mM--nIlD3_A


    История Катав-Ивановска
 1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
 1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
 1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
 1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
 1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
 1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
 1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
 1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
 1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
 1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
 1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
 1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
 1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
 1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
 1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
 1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
 1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
 1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода.
 1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
 1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
 1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
 1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
 1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.
Церковь -

Tags: Катав-Ивановск, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments