to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Category:

Запруда на р. Юрезани. Буны.



 С. М. Прокудин-Горский. Запруда на р. Юрезани. Буны. 1910 год и 106 лет спустя.

 Снимок сделан прямо с дороги, у железнодорожного переезда седьмой километр, от ст. Вязовая. Это я понял лишь при совмещении фото. Дорога стала значительно выше, и с неё в этом направлении реки совсем не видно. В левом нижнем углу современного снимка заросший склон автодороги, а на старом, выложенный камнем, склон железной дороги. Надо снимать намного левее, но там всё заросло и ни чего не видно, а от сюда хотя бы видно остатки буны.
 "Буны (Groins) - стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем. Каждая буна защищает часть берега, которого длина почти в 5 раз более длины Б. В конце Б. вода вымывает в дне яму, ширина которой равняется почти четверти длины Б., а вымытая земля ложится между бунами. Строения такого рода, представляя собой препятствия течению, вредно действуют на дно русла реки, а потому пользоваться ими на реках следует как временным сооружением, пока будут сделаны лучшие укрепления..." (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона)
 На старом фото три буны, прячущиеся одна за другой. Они защищают железную дорогу, прижатую в этом месте к реке скалами. За сто лет буны успешно справились со своей задачей, между ними скопились мелкие камни и ил принесённые весенними паводками и река отодвинулась в этом месте к противоположному берегу, изгиб реки сгладился и больше не подмывает железную дорогу. На ново образовавшемся берегу выросли деревья которые заменили функцию бун, задерживая весенний паводок. Эти деревья настолько большие что даже с моста мне не удалось снять весь горизонт, чтобы вставить в сравнение вместо деревьев. Дальняя буна сейчас полностью уничтожена при строительстве моста, по которому проходит дорога М5 Урал. А вот начало первых двух бун ещё можно отыскать в кустах у железной дороги, они заросли травой, но если копнуть поглубже то видны явно вручную уложенные камушки.
На старом фото, за бунами, на железной дороге видно белое ограждение, это перила моста через речку Сильга, впадающую в Юрюзань. Думаю он совсем не изменился за сто лет. Мост на Гугл-панораме -
https://www.google.ru/maps/@54.8849763,58.4179057,3a,37.5y,244.61h,89.89t/data=!3m6!1e1!3m4!1s_5O-Ow3uMcsAzWID-Chf7w!2e0!7i13312!8i6656
Ж.Д. мост с автомобильного моста -

На горизонте видны дома города Юрюзань, который в основном находится по ту сторону горы.
Открытка на которой видна точка съёмки этого кадра -

Вдоль берега идут две дороги, обычная и железная открытая в 1905 году. Автомобильная дорога упирается в скалы и через переезд переходит на другую сторону железной дороги. На старом фото она идёт со снижением после переезда и где то с этого поворота и фотографировал Горский, так что столбики ограждения не попали в кадр. Сейчас обе дороги стали значительно выше.
При реставрации столкнулся с необычными полосами на небе -

Что за полосы на небе??? Сначала даже подумал о северном сиянии, но полосы слишком разные на снимках через другие фото-фильтры. Возможно кто-то просто поводил по снимку пальцем?
Моя реставрация -
Оригинал.jpg
Фото без зума -

На старом снимке необычное облако, сейчас похожие облака делает ЗАО «Катавский цемент» находящийся километров на пятнадцать правее -

На Гугл-панораме -
https://www.google.ru/maps/@54.887431,58.4149302,3a,30y,159.42h,91.73t/data=!3m6!1e1!3m4!1s4Tnahu5nAx74SK95vHDb0A!2e0!7i13312!8i6656
Направление на карте -
Карта. бун.JPG
Tags: Реставрация, Юрюзань, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment