to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Category:

С. М. Прокудин-Горский. Заречная часть деревни Межевая Утка. 1912 год и 104 года спустя.




У деревни очень богатая история, это первый русский населённый пункт на территории современной Свердловской области, сейчас она называется Усть-Утка. А вот то что и на левом берегу Чусовой, в этом месте были дома, без этого фото сейчас ни кто бы и не подумал. Место низкое, и думаю весенний паводок их подтапливал, из за этого в домах не было погребов, да и фундаментов видимо тоже. Мне не удалось найти точное место где они стояли, те ямы которые я нашёл на этой поляне, не выстроены в линию улицы и находятся ближе к горе.
Перед домами находится неприметный ручеёк Чичериха, текущий с горы Старуха. Его русло проходит в кустарнике который закрывает часть ближнего дома и показывается лишь у брёвен на старом фото. На современном фото его совсем не видно, потому что русло стало глубже, а берега поросшие одинаковой травой сливаются в этом ракурсе. Русло ручья которого не видно на фото -

Выше по течению на сто метров, у подножия горы, русло ручья перекрыто земляным валом, вода сворачивает направо и растекается по поляне, чтобы она не вернулась обратно, вдоль старого русла тоже идёт насыпь. Насыпи давно поросли травой, когда и для чего они были сделаны я не понял. В одном месте вода всё же пробила насыпь, и теперь в этом месте ручей раздваивается, половина возвращается в старое русло, а вторая половинка течёт по поляне пробивая себе новое русло. Эту половинку мы и видим на современном фото. Место раздвоения ручья -

Гора, слева, так заросла, что её видно только с того места, где стояли дома -

 Фото без зума -

Фото сделано почти с той же точки что и "Общий вид пристани Межевая Утка." -

надо только отойти от берега метров на тридцать. Фото Усть-Утки с этого места -

На Гугл карте -
Направление на карте -

   История.
В 1568 году, земли до реки Утки, были подарены Строгановым Иваном Грозным.
В 1574 году здесь была построена крепость для защиты строгановских земель, от местного населения. По реке прошла межа между владениями Строгановых и Сибирским ханством, поэтому река Утка стала Межевой Уткой.
В 1581 году в этой крепости останавливалась дружина Ермака, сначала они пыталась перевалить в Сибирь по Межевой Утке, но но их непустили местные и казаки спустились до реки Серебрянки.
В 1703 году с Уткинской, тогда ещё казённой пристани, отправился первый железный караван.
В 1709 году, во время Алдаро-Косюмовского башкирского бунта,(башкир обложили непосильными налогами и заставляли сменить веру) Усть-Утка подверглась нападению башкир, селение было сожжено, хлебные запасы увезены, скот угнан. Строгановские крестьяне были разорены.
В 1722 году строгановская деревня - крепость, стала называться Баронской деревней, так как купцам Строгановым был жалован баронский титул, это название сохранилось до сих пор.
В 1725 году часть деревни на левом берегу Межевой Утки, от Строгановых перешла во владение Акинфия Демидова.
В 1759 году Демидовы построили в Усть-Утке пристань. Усть-Уткинская пристань была самой крупной на реке Чусовой и самой технически оснащенной. Порождённая Нижнетагильским и Выйским заводами, в свою очередь она дала возможность появиться на свет Лайскому, Верхнесалдинскому, Нижнесалдинскому, Николо-Павловскому, Черноисточинскому, Висимо-Уткинскому и Висимо-Шайтанскому заводам. Для тагильской «империи» Демидовых Усть-Утка стала «окном в Европу». Не случайно её называли главными воротами Нижнего Тагила. С пристани ежегодно отправлялось до 90 судов, с сотней тонн груза в каждом. На старом фото видны тросы удерживающие деревянные плоты, думаю таким способом вылавливали брёвна сплавляемые по Межевой Утке, для постройки новых барок.
В 1857 году на Усть-Уткинской пристани тагильским мастеровым Максимом Утемовым было начато строительство первого на Чусовой парохода «Опыт». Его строительство продолжалось три года. В 1860 году пароход был готов. Он был приспособлен для быстрого течения и малых глубин, плавал от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно, мог вести за собой несколько барж.   Здесь нужно пояснить, что примерно до середины ХIХ века в России был, так называемый переходный период в судоходстве и суда по рекам двигались несколько иначе, чем сейчас. На палубе первых речных пароходов была установлена паровая лебедка, называлась она - кабестан, а использовалась, та лебедка, для наматывания канатов завозных якорей (якоря, на маленьких лодках, завозились вверх по течению, там опускались на дно и пароход, как бы подтягивался против течения). При помощи таких якорей, судно, вместе с буксируемыми гружеными баржами, поднималось вверх по реке. Такой тип судов назывался так же - кабестаном. Против течения кабестан, с караваном барж, мог преодолеть за сутки в среднем 30 километровый отрезок пути. Гребные же колеса вращались лишь тогда, когда судно шло вниз по течению или маневрировало.
В 1899 году, в Баронской, построена часовня Николая Чудотворца, на месте более старой. В советское время в здании часовни размещалась больница, а сейчас турбаза" Баронская"  История здания -
В 1918 году прошёл последний сплав железных караванов, потому что в 1878 году уже появилась железная дорога.
В 2006 году, в рамках проекта «Демидовская пристань» возле выходного шлюза Демидовской пристани в Усть Утке открылся мемориальный комплекс, символизирующий доблесть и мощь Урала-

Изначально на перекладине висел бронзовый колокол массой 90 килограммов, но естественно, долго без охраны провисеть ему было не суждено.
Пока я ползал по зарослям в поисках следов Прокудина-Горского, на противоположном берегу, полным ходом шла подготовка к празднику, это было 9 мая. Установили временную сцену, накрыли синей плёнкой, привезли солдатскую полевую кухню, поп освятил памятник, каждые пол часа подходили автобусы с туристами начинающими свой сплав по Чусовой с этой пристани. От деревни до этого памятника постоянно катались местные пацаны на мотоциклах, там самый скоростной участок на всю деревню, 300 метров идеального асфальта как на взлётной полосе, есть где проверить всю дурь движка.  Потом местные стали тормозить и разворачивать автобусы с экскурсиями, пропуская только сплавщиков, которые стали собирать свои плоты и отчаливать в два раза быстрее обычного.  Я всё гадал, что за конфликт у местных с туристами? Переправившись обратно в Усть-Утку и подъехав что бы сфоткать памятник вблизи, я был поражён истерикой женщины бившейся со всей силы головой о гранит. И только когда жена мне показала на памятник, я разглядел за стоящим мотоциклом тело, кровь на белом мраморе памятника, прижатое к движку переднее колесо. Подъехал, предполагаю, отец погибшего, силой забрал сопротивляющуюся и бьющуюся в истерике супругу. Я в шоке, ведь меньше часа назад я завидовал ему глядя как он гоняет с друзьями! Следов торможения не разглядел, фотографировать не стал. Инет -
Пацаны за 50 минут до трагедии -

 В 2010 году до Усть-Утки дотянули асфальт и построили мост через Межевую Утку, на котором асфальт и заканчивается, дальше идёт каменистая грунтовка. До появления моста, здесь была канатная дорога, грузы и даже людей переправляли на Баронский берег по воздуху!



Tags: Усть-Утка, Чусовая, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments