to4et (to4et) wrote,
to4et
to4et

Category:

С. М. Прокудин-Горский. Гидрометрическая станция. Река Чусовая. 1912 год и 109 лет спустя.



      Средний Урал. Река Чусовая. Волчихинское водохранилище.
 С. М. Прокудин-Горский. Гидрометрическая станция. Река Чусовая у перевала на р. Решотку. 1912 год. Моя реставрация -

Кадрированный вариант -

В 1944 году на реке Чусовой построили Волчихинское водохранилище и это место ушло под воду.
Другу захотелось сплавиться на лодке, а я уговорил его поработать вёслами на водохранилище. До этого mike-y74 нашёл мне старую карту того места, где сейчас раскинулось водохранилище и даже поснимал с предположенных мной точек. Поэтому я уже знал куда снимать не надо и для этого снимка осталось всего одно место. И по моему очень удачное место, пока не нашёл ни одного противоречия.
2021 -

Фото без зума -

Слева почти остров Остров, справа настоящий хоть и Липовый остров. Левее Липового, вдали виден Остров 2-я база. А правее почти Острова виден виден перевал на реку Решётку, сейчас там заборник  канала Чусовая-Исеть -

Справа, сквозь фильтр грубой очистки пьёт воду Екатеринбург, а слева, через канал поменьше (Зотовская канава) вода самотёком бежит в речку Решётку -

Вдали виден шлюз плотины -

Плотина с другой стороны 2014 год -

 На старом снимке туманное освещение и уточнить направление съёмки по свету солнца не получается.
Снимок сделан против течения, река плавно изгибается влево, видимая часть на снимке метров 200-300 и на горизонте отсутствуют горы. Этим условиям на карте соответствует лишь одно место, то где раньше в Чусовую впадала речка Ельчевка, а справа на старом снимке перед лодкой, видно место очень похожее на устье ручья. Глубина в этом месте 4,5 метра, при движении на северо-восток, возрастает до 6 метров и потом снова уменьшается до 4,5 метров. Очень похоже что якорь мы протащили поперёк старого русла, а снимок сделали аккурат над левым берегом.
Направление съёмки на карте (красное) (kmz) -

 На Яндекс карте -
https://yandex.ru/maps/-/CCUiQWWU3B
 На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/Rse1K8fUoxhMfhNH9
 На Паствью карте -
https://pastvu.com/p/1385899

 Гидрометрической станции так сразу на фото и не разглядеть.  На берегу сидят люди у гидрометрического створа обозначенного лодками, видны троса натянутые через реку, на них крепились приборы для измерения объёма воды -

В лесу видны кучи земли, это копали ямы для измерения объёма грунтовых вод -

 Из-за левого края снимка выглядывает уголок крыши типового домика, наверняка такого же как на другом снимке Прокудина-Горского "Река Чусовая близ гидрометрической станции" -

На берегу видна полузатопленная двойная лодка, это гидрометрический плот который во время измерений крепился на тросах посреди реки.
Гидрометрический плот на Амуре 1900-е -

Так-же на снимке видно много столбиков для разметки берега и крепления тросов. На Чусовой их скорей всего просто вкапывали, а вот на Амуре забивали громадные сваи -


 1770 - Академик Паллас впервые высказал идею постройки канала, соединяющего Чусовую и Исеть.
 1815 - Зотов, управляющий тогда Верх-Исетскими заводами начал  проводить канал между реками Решеткой и Чусовой, чтобы притоком воды из последней увеличить движущую силу Верх-Исетского пруда. Но ему не дали довести дело до конца опасаясь обмеления Чусовой. Недоделанный канал прозвали Зотовской канавой.
 1874 - В МПС создана Навигационно-описная комиссия, затем преобразованная в Управление водных путей. Создана сеть гидрометрических станций для изучения водоносности больших рек. Водомерная сеть была организована в транспортных целях - обеспечение судоходства данными об уровнях (глубинах) и продолжительности навигации. Планировался  Камско-Тобольский водный путь, с  постройкой 117 шлюзов, 97 плотин и двух водохранилищ, а Екатеринбург стал бы портовым городом. Число гидрометрических постов уже к 1897 г. составляло 443, а к 1917 г. достигло 845.
 Одну из этих станций мы и видим на фото Прокудина-Горского который в 1912 году снимал Камско-Тобольский водный путь.
 1934 - При Сталине вспомнили проект Камско-Тобольского водного пути и приступили к строительству Камского гидроузла, Волчихинского водохранилища и канала Чусовая-Исеть.
 1944 - Создано Волчихинское водохранилище на реке Чусовой, но уже не для судоходства как планировалось первоначально, а для снабжения Свердловска питьевой водой по каналу Чусовая-Решётка.
 1966 -Создано Ново-Мариинское водохранилище на реке Ревде для водоснабжения не только Первоуральска и Ревды, но и Свердловска, через трубопровод из Ревдинского пруда в Волчихинское водохранилище.
 1976 - В связи с нехваткой питьевой воды в Свердловске создано Верхнемакаровское водохранилище на реке Чусовой выше Волчихинского и Нязепетровское водохранилище на реке Уфе, из которого насосами!!! воду перекачивают в реку Чусовую.


 Стартовали мы из Гнилова залива у Ревдинской базы. От асфальта пять километров нормальной грунтовки, и вдоль берега можно проехать в поисках свободного от рыбаков места.
На берегу заросли черники, кто за ягодами до сюда не доезжают, а рыбакам не до ягод -

С точки съёмки гору Волчиха не видно, её закрывает хребет Гребни, выглядывают лишь вышки стоящие на Волчихе -

На водохранилище встречаются деревянные поплавки -

Остаток длинного дерева упирающегося в дно. С трудом вытянул его из ила, приподнял и бросил вниз, думал воткнётся на место, а оно ушло куда то в бесконечность и не вернулось! Вода не сильно прозрачная, но на полметра видно точно, получается оно с лёгкостью воткнулось в дно на целый метр? Но такого вроде как не может быть. Решил показалось, что оно доставало до дна. Если плавало то всё логично, потрогал, стряхнул пузырьки воздуха и оно утонуло. Когда нашли второй поплавок решил уточнить достаёт ли он до дна. Тянул его вверх, чуть лодку не утопил, стоит намертво ни вверх ни вниз, точно на дне. Покачал в стороны, пошло вверх. Вверх вниз качается с большой инерцией, чувствуется что тяжёлое, метра четыре в длину. Приподнял на пол метра, отпустил, и оно как и первое бревно исчезло бесследно! Как???
 Ещё встречаются земляные плавучие острова -


И деревянные плавучие острова -


Обедали на затопленном Воронем острове, где вместо ворон сейчас живут чайки-


Поезд со станции Флюс -

Работать вёслами понравилось. Из-за обилия островов, которые постоянно появляются или прячутся друг за друга, пейзаж постоянно меняется и нет ощущения того что стоишь на месте.

 Волчихинское водохранилище - по следам Прокудина-Горского -
https://mike-y74.livejournal.com/62937.html
 На дамбе водохранилища на р. Чусовой. 1912 и 102 года спустя. -
https://to4et.livejournal.com/73155.html
 На дамбе водохранилища на р. Чусовой. 1912 и 108 лет спустя. -
https://to4et.livejournal.com/101574.html
 Река Чусовая близ перевала на реку Решотку. 1912 и 102 года спустя. -
https://to4et.livejournal.com/72513.html
 Река Чусовая близ перевала на реку Решотку. 1912 год и 109 лет спустя. -
https://to4et.livejournal.com/107317.html

 Ураловед. Волчихинское водохранилище, или «Свердловское море» -
https://uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/volchihinskoe-vodohranilishe

 Путешествие из Перми в Екатеринбург. Пароходом -
https://www.newsko.ru/articles/nk-429913.html

 Трансуральский водный путь - для чего он нужен -
https://e-rudit.ru/transuralskii-vodnii-put/

 От куда пьёт Екатеринбург -
https://www.oblgazeta.ru/society/35982/

 О устройстве гидрометрической станции -
http://depere.ucoz.ru/news/khramy_rossii/2014-04-28-277

 Гидрометрическая станция на амуре
1900-е. Управление водных путей Амурского бассейна. Река Шилка и верхний Амур. Часть 1 -
https://humus.livejournal.com/7476832.html
1900-е. Управление водных путей Амурского бассейна. Река Шилка и верхний Амур. Часть 2 -
https://humus.livejournal.com/7485714.html
1900-е. Управление водных путей Амурского бассейна. Река Шилка и верхний Амур. Часть 3 -
https://humus.livejournal.com/7494896.html
Tags: Канал, Реставрация, Чусовая, было-стало, по следам Прокудина-Горского, фотосравнение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments